Закупочная деятельность
GRI 203‑2, GRI 204‑1
Закупочная деятельность в Компании в 2024 году велась в соответствии с Единым стандартом закупок ПАО «Россети», решение о присоединении к которому было принято Советом директоров ПАО «Россети Северо‑Запад» 03.02.2023 (протокол №448/18).
На основании решения Совета директоров от 27.12.2024 (протокол № 505/17) Компания присоединилась к изменениям в Единый стандарт закупок ПАО «Россети», утвержденным решением Совета директоров ПАО «Россети» 12.12.2024 (протокол № 671).
Закупочная деятельность «Россети Северо‑Запад» основана на принципахПодробнее о нормативном регулировании и принципах построения закупочной деятельности см. в Приложении 20 к Годовому отчету.:
- информационной открытости закупок;
- равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
- целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и сокращения издержек;
- отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований;
- прозрачности и управляемости закупочной деятельности;
- профессионализма и компетентности работников, участвующих в закупочной деятельности Компании и ее ДЗО;
- соблюдения норм действующего законодательства и Антикоррупционного стандарта закупочной деятельности ПАО «Россети» и его ДЗО.
Показатель | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 (план) |
---|---|---|---|---|
Объем закупок у субъектов МСП | 11,4 | 12,6 | 18,4 | 1,1 |
Объем закупочного бюджета, используемого для закупок у локальных поставщиков в регионах деятельности организации | 7,8 | 8,5 | 19,6 | – |
В 2024 году Компания провела 2 577 закупок на общую стоимость 35,75 млрд руб. Доля закупочного бюджета, используемого для закупок у локальных поставщиков в регионах деятельности организации, составила 19,57 млрд руб. с учетом НДС, или 56,1 % от фактического объема (59,42 % по количеству).
Согласно Плану закупок, на 2025 год на закупки планируется направить 29,17 млрд руб. с НДС.
Способы проведения закупочных процедур
Компания применяет следующие предусмотренные Единым стандартом закупок ПАО «Россети» способы закупок.
В 2024 году в Компании велась системная работа по актуализации и совершенствованию организационно‑распорядительной документации в сфере закупок.
Так, в январе было утверждено Положение о порядке формирования и контроля исполнения плана закупки в новой редакции приказом от 22.01.2024 № 20, в апреле – Положение о начальной (максимальной) цене договора при проведении закупочных процедур в новой редакции приказом от 19.04.2024 № 179. В декабре был обновлен Перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, их потребительских свойств (в том числе качество) и иных характеристик (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг).
За счет централизации проведения закупок общее количество конкурентных закупок снизилось до 949 с 1 256 в 2023 году. При этом общая стоимость проведенных конкурентных закупок увеличилась до 24,63 млрд руб. с 16,39 млрд руб. за счет открытия возобновляемой кредитной линии и закупок на долгосрочную поставку электротехнической продукции.
Конкурентные | Неконкурентные |
---|---|
|
|
Критерии отбора поставщиков Критерии отбора поставщиков
Отбор поставщиков проводится в соответствии с требованиями закупочной документации. Критерии оценки заявок, предложенные Компанией, утверждаются закупочной комиссией в зависимости от способа и вида закупки, а также предмета договора.
Для минимизации или исключения риска заключения договоров с недобросовестными и недостаточно надежными поставщиками закупочная комиссия проверяет соответствие заявки установленным требованиям по следующим критериям:
- формальный (соблюдение порядка и правил подачи заявки, сроков подачи, состава документов);
- финансовый (оценка финансовой устойчивости участника);
- юридический (правоспособность участника, предлагаемые изменения к проекту договора);
- коммерческий (коммерческие условия заявки);
- технический (соответствие предложения техническому предложению);
- квалификация (опыт исполнения аналогичных договоров, надежность и деловая репутация, кадровые и материально‑технические ресурсы).
Помимо этого, при отборе поставщиков, подрядчиков и исполнителей Компания ориентируется на соответствие участниками закупки следующим критериям:
- отсутствие процессов ликвидации, банкротства, внешнего управления и иных ограничений правоспособности;
- отсутствие недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты за прошедший календарный год, размер которых превышает 25 % балансовой стоимости активов участника, по данным бухгалтерской отчетности;
- отсутствие дисквалификации в отношении лиц, осуществляющих функции исполнительного органа управления или входящих в Совет директоров (Наблюдательный совет) участника;
- отсутствие фактов привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в течение двух лет до момента подачи заявки;
- отсутствие сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков;
- отсутствие сведений об участнике в реестре иностранных агентов.
Иные отборочные и (или) оценочные критерии Компания определяет в зависимости от способа закупки и предмета договора.
Если участник закупки предлагает цену ниже рынка на 25 % и более, он должен предоставить обеспечение исполнения договора в виде залога денежных средств либо независимой гарантии в размере обеспечения исполнения договора.
Структура закупок
В 2024 году Компания провела 1 634Без учета закупки услуг по передаче электроэнергии, покупке электроэнергии в целях компенсации потерь и прочих неизбежных закупок у единственного поставщика (аренда земли, тепло‑/водо‑/электро‑/газоснабжение, аварийные работы). закупочные процедуры на общую стоимость 34,33 млрд руб. Объем достигнутой экономии составил 0,85 млрд руб. с НДС, или 2,55 % от плановой объявленной стоимости конкурентных закупок.
С использованием электронно‑торговой площадки проведено 1 123 закупочные процедуры на сумму 34,63 млрд руб. с НДС (100 % от общего количества закупок, 100 % от общего объема закупокБез учета закупок у единственного поставщика. в стоимостном выражении).
Доля импортного оборудования в общем объеме закупок оборудования в 2024 году составила 0,8 % без учета объема оборудования, произведенного странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Доля импортного оборудования с учетом закупленного в ЕАЭС – 7,9 %.
Объем закупок у субъектов МСП составил 18,4 млрд руб. с НДС (1 914 договоров). Доля закупок у субъектов МСП от всего объема закупок – 47 % (65,2 % по количеству).
Закупки, в которых субъекты МСП привлекаются в качестве субподрядных организаций, не проводились. Объем закупок у субъектов МСП, в которых участвовали только субъекты МСП, составил 9,3 млрд руб. с НДС (778 закупок), или 25,28 % от фактического объема (26,51 % по количеству).
В 2024 году проведены две закупки на сумму 0,46 млрд руб. с НДС с признаками, соответствующими критериям отнесения товаров, работ, услуг к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции.
Цепочка поставок
Предмет закупки | Количество закупочных процедур, шт. | Сумма закупок, млн руб. | Доля в общем объеме закупок, % |
---|---|---|---|
Новое строительство и расширение электросетевых объектов | 181 | 3 620,35 | 10,13 |
Реконструкция и техническое перевооружение электросетевых объектов | 207 | 9 912,62 | 27,73 |
Энергоремонтное производство, техническое обслуживание | 470 | 4 012,93 | 11,22 |
ИТ‑закупки | 215 | 681,21 | 1,91 |
Прочие закупки (в том числе НИОКР и консультационные услуги) | 561 | 16 104,67 | 45,04 |
Другие неизбежные закупки у единственного поставщика (аварийно‑восстановительные работы, аренда недвижимого имущества, коммунальные услуги, образовательные услуги) | 943 | 1 420,63 | 3,97 |
Показатель | 2022 | 2023 | 2024 |
---|---|---|---|
Количество закупок, шт. | 1 148 | 1 941 | 1 634 |
Общая сумма закупок с НДС, млрд руб. | 14,5 | 17,1 | 34,3 |
Показатель | 2024 |
---|---|
Открытые закупочные процедуры | 97,2 |
Доля закупок у единственного поставщикаЗа исключением закупок, услуг, регулируемых законодательством Российской Федерации (по ценам (тарифам), передаче (транзиту) электроэнергии, приобретению электроэнергии для компенсации потерь в сетях), и прочих неизбежных закупок у единственного поставщика (аренда земли, тепло-/водо-/газоснабжение, аварийные работы). | 2,8 |
Распределение по способам проведения закупок | |
---|---|
Конкурс в электронной форме | 175 ед. / 9 269,3 млн руб. / 27,0 % |
Аукцион в электронной форме | 22 ед. / 13 453,1 млн руб. / 39,2 % |
Запрос котировок в электронной форме | 497 ед. / 833,0 млн руб. / 2,4 % |
Запрос предложений в электронной форме | 255 ед. / 1 076,8 млн руб. / 3,1 % |
Запрос цен по результатам предварительного отбора | 100 ед. / 6 191,6 млн руб. / 18,0 % |
Запрос цен по результатам конкурентного предварительного отбора | 0 ед. / 0 млн руб. / 0 % |
Предварительный отбор | 8 ед. / 0,0 млн руб. / 0,0 % |
Закупка с ограниченным участием | 66 ед. / 2 553,9 млн руб. / 7,4 % |
Показатель | 2022 | 2023 | 2024 |
---|---|---|---|
Объем достигнутой экономии, млн руб. | 644,0 | 992,4 | 853,2 |
Доля закупок у субъектов МСП, % | 82,91 | 80,04 | 47,00 |